Главная страница Интернет-приёмная RUS ENG Карта сайта Версия для слабовидящих

   

 

 
 
 
 
 

В категории

     

 

   

 
ЗАКОНЧИЛАСЬ ЛИ В РОССИИ МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА?
Рубрика сайта: Интервью и выступления

По материалам «круглого стола», проведенного «Губернским деловым журналом». Из выступлений мэра г. Магадана Владимира Печеного.

В 2009 году закончилось строительство местного самоуправления в России. По крайней мере, прошедший год стал первым годом действия в полном объеме и на всей территории страны основного для российского МСУ ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закончился и переходный период, предусмотренный для создания в России работающих институтов, необходимых для организации власти на местах и введения новых принципов муниципальной политики в практику жизни россиян. Между тем вопрос о реальном завершении реформы до сих пор остается открытым: в разные части закона с момента его принятия внесено рекордное количество поправок – около 300, а в субъектах федерации принято более 5 тысяч региональных законодательных актов, регулирующих сферу местного самоуправления. Помимо правовых коллизий, многие наблюдатели, а также муниципалы-практики отмечают нерешенность ключевых экономических и идеологических задач реформы. Фактически, признают эксперты, эффективность проводимой реформы во многом будет зависеть от ответа на вопрос: нужно ли стране самостоятельное местное самоуправление. И если да, то каким образом будут обеспечены финансовые основы для его развития?

В формате «круглого стола» обсуждаются итоги муниципальной реформы, те трудности и противоречия, с которыми пришлось столкнуться при ее проведении, до сих пор не решены проблемы и пути дальнейшей модернизации системы местного самоуправления.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

– Достигла муниципальная реформа поставленных целей или провалилась? Какие задачи не были решены? Нужна ли дальнейшая модернизация существующей системы местного самоуправления?

Владимир ПЕЧЕНЫЙ, мэр г. Магадана:

– Вступление в полную силу 131-ФЗ, без сомнения, наделило местные власти широкими полномочиями и ресурсами для самостоятельного решения многих вопросов, чего раньше не было. Создан механизм баланса власти внутри регионов, прекращена практика «нефинансируемых мандатов», то есть впервые во время проведения муниципальной реформы расходные обязательства бюджетов в принципе могут быть обеспечены доходными источниками.
Вместе с тем, реформа МСУ не завершена. Она и не может быть окончательно завершена, потому что эффективное управление общественными процессами требует постоянной модернизации.

ПОЛНОМОЧИЯ ЕСТЬ, ДЕНЕГ НЕТ

– Сегодня муниципальные образования получили достаточно проблематичные источники пополнения своих бюджетов, тогда как самые собираемые, гарантированные налоги уходят наверх, в региональный и федеральный бюджеты. Разговоры о необходимости расширения налоговой базы местных бюджетов идут на протяжении всей реформы, но воз и ныне там. Существуют ли для этого реальные инструменты? Могут ли муниципалитеты развивать доходные источники бюджетов?

Владимир ПЕЧЕНЫЙ:
– Эффективным местное самоуправление может стать лишь тогда, когда государство разберется с финансовой обеспеченностью муниципалитетов. Было бы рационально разрешить субъектам РФ устанавливать некую шкалу повышающих коэффициентов к размеру дотаций муниципалитетам с тем, чтобы увеличение собственной налоговой базы дотационного МО приводило к реальному увеличению общей суммы его дохода. Такой опыт неплохо зарекомендовал себя, к примеру, в Самарской области. Но пока ситуация выглядит с точностью до наоборот: мы в Магадане запланировали на 2010 год получить на 300 млн рублей больше доходов по сравнению с 2009-м, а дотации нам уменьшили на 190 миллионов.
Следующим шагом должна стать разработка минимальных социальных стандартов по определению размеров расходных обязательств МО, связанных с решением нами вопросов местного значения. Пока же в данных Минфина отражаются только фактически произведенные расходы местных бюджетов, не учитываются (и даже не определяются!) реальные потребности ОМСУ по решению вопросов местного значения. Наличие таких стандартов на федеральном и региональном уровнях позволит определять минимальный гарантированный объем муниципальных услуг и соответствующий уровень их качества.
– Уже никто не оспаривает тот факт, что даже самые богатые поселения стали дотационными, а большинство муниципалитетов, образованных в ходе реформы, родились на свет «с протянутой рукой». Дотационность угнетает экономическую активность территорий и порождает иждивенчество. Реально ли реализовать задачу финансовой самостоятельности МСУ? Решит ли эту проблему, по крайней мере, отчасти, перераспределение собираемых налогов в пользу муниципалитетов? Какие налоговые источники, по вашему мнению, необходимо закрепить за местными бюджетами?

Владимир ПЕЧЕНЫЙ:
– МО «Город Магадан» в 2010 году, как и прежде, остается дотационным. Доля межбюджетных трансфертов в бюджете города составляет более 50%. Нам представляется необходимым ввести положение, позволяющее заменить дотации из регионального фонда финансовой поддержки не только дополнительными нормативами от НДФЛ, но и от других федеральных и региональных налогов и сборов. В том числе, доведение доли налога на физических лиц до 100% и отнесение транспортного налога к местным налогам…
Считаю большой ошибкой отказ от закрепления за местными бюджетами налога на прибыль. Это лишает местную власть заинтересованности в развитии промышленности, крупных производств, то есть в расширении зоны роста. А для крупных городов и областных центров это очень актуально. В 2001 году ставка налога на прибыль, зачисляемого в местные бюджеты, составляла 5%. В 2002 – 2004 годах ее сократили до 2%, а с января 2005 этот налог вообще отменили.

– Какие болевые точки российского федерализма высветила реформа муниципальной власти? Удалось ли эффективно разграничить полномочия и права между различными уровнями публичной власти, как это работает сегодня?

Владимир ПЕЧЕНЫЙ:
– Четкого разграничения вопросов местного значения и полномочий органов государственной власти нет. Мы вынуждены решать достаточно большой круг вопросов, не отнесенных 131-ФЗ к вопросам местного значения, в силу прямого указания на них в отраслевых законах. Это, к примеру, финансирование органов внутренних дел, материально-техническое обеспечение органов загса, организация регистрации граждан по месту жительства, содержание органов опеки и попечительства и т. д. Нужен четкий механизм наделения ОМСУ отдельными госполномочиями, который будет увязан с передачей ресурсов на их выполнение. А также – возможность отказа муниципалитета от исполнения государственных полномочий, если они не обеспечены финансами.

Ведь доходит до смешного: установив земельный налог, мы фактически лишены полномочий по его администрированию, т. к. они полностью принадлежат налоговым органам. Или другой пример. О создании служб муниципальной статистики нигде и ничего не говорится. Сбор статистических показателей, характеризующих состояние экономики муниципалитета, не входит в перечень вопросов местного значения, соответственно включить это в расходные статьи местного бюджета мы не вправе. А органы Госстатистики готовы предоставлять необходимые сведения только за плату!
Беседовала Анна СТОЛЯРОВА
(бывший сотрудник «ВМ»).

версия для печати  

 

 

 
Мэрия города Магадана
Новости, материалы, информация
 
Календарь материалов
«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

 

 
 

Популярные новости недели

  Мэрия информирует   Интернет приемная

Дополнительная техника вышла на расчистку города

Дополнительная техника вышла на расчистку города

 

Детский сад № 55 стал победителем XX городской олимпиады «Знатоки математики»

Детский сад № 55 стал победителем XX городской олимпиады «Знатоки математики»

 

Бурятский Сагаалган встретили в Магадане

Бурятский Сагаалган встретили в Магадане

 

За субботу и воскресенье только с территорий образовательных учреждений было вывезено более 50 самосвалов снега

За субботу и воскресенье только с территорий образовательных учреждений было вывезено более 50 самосвалов снега

 
 

22.02.2018

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана осуществляет подбор кандидатуры на должность директора общества с ограниченной ответственностью «Социальное жилье».

 

22.02.2018

Департамент САТЭК мэрии города Магадана информирует О возможности предоставления гражданам на праве собственности земельного участка для ведения садоводства:

 

22.02.2018

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГЕКТАР на территории муниципального образования «Город Магадан»

 

22.02.2018

22 февраля улицу Южную и участок в районе здания Управления Федерального казначейства по Магаданской области от Пролетарской до Набережной реки Магаданки перекроют дорожники

 

21.02.2018

Вниманию автомобилистов! Обращаем внимание, что в связи с расчисткой проезжей части и снеговывозом сегодня, 20 февраля, движение будет перекрыто на улице Парковой – участке от улицы Горького до Пролетарской.

 
 
С помощью Интернет-приемной вы можете задать любой интересующий вас вопрос мэру города, его заместителям и руководителям структурных подразделений и получить на него ответ.

Обращения, направленные в электронном виде через официальный сайт мэрии города Магадана, поступают в сектор по работе с обращениями граждан и в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регистрируются в трехдневный срок
 

 

 

 

 

© Мэрия города Магадана 2017 г.

Адрес: 685000. Россия, г.Магадан. ул.Горького, 1.
Телефон:. Единая дежурная диспетчерская служба: (4132) 62-5046, сектор по работе с обращениями граждан: (4132) 62-71-54.

meria@magadangorod.ru

При полном или частичном использовании материалов,  ссылка на официальный интернет-сайт мэрии г.Магадана обязательна

 
О ГОРОДЕ

Общие сведения

История

Городская символика

Устав города

Почетные граждане

Экономика города

 
 
 
 
ГОРОДСКАЯ ВЛАСТЬ

Мэр города

Заместители мэра

Департаменты и управления

Комиссии и советы

Администрации районов города

План работы

О персональных данных